Добро пожаловать! На неофициальный сайт поселка Первомайское, для Вас всегда свежие новости, обновляемая фотогалерея, возможность разместить объявление. Ждем Вашей активности на форуме, Ваши замечания и пожелания оставляйте в гостевой книге или через обратную связь.
Первомайское. До 1939 г. село Kivennapa входило в состав одноименной волости Выборгской губернии (Финляндия). По поводу происхождения названия Кивеннапа существует несколько версий. Первая из них основывается на том, что приграничная местность по правому берегу Сестра-реки из-за непрекращающихся войн в средние века получила название Риитамаа, в переводе – «спорная земля». Среди финских исследователей существует мнение, что это название, переведенное на шведский язык в форме Kivanebb (kiv – спор, nebb – оконечность), затем вновь трансформировалось в финском звучании как Кивеннапа и в таком виде стало названием целой волости.
Вторая основывается на предположении, что уже в первой половине XV века на старой Выборгской дороге к северу от Сестра-реки находилось шведское укрепление. Именно шведское слово «Kifvanebbet», что означает «передовые укрепления», финнизировавшись, стало звучать как «Кивеннапа».
Центральная деревня волости или Церковная деревня издревле называлась Кивеннапой. С тех пор, как на ее холмах появилась церковь и сюда переместился центр прихода, имя Кивеннапа перешло также и на название всей волости и прихода. Это было, несомненно, одно из самых древнейших поселений Карельского перешейка. Здесь находился как церковный, так и административный центр округа, с незапамятных времен здесь начало концентрироваться местное карельское население. В средние века все высшие административные, церковные и военные должности занимали уроженцы Швеции, но после Северной войны их здесь практически уже не оставалось. Вся волость перешла в собственность российских помещиков либо государственных ведомств. Местное самоуправление стало возможным лишь по присоединению Карельского перешейка к автономной Финляндии и, в особенности, в период независимости. Перед войной 1939-1940 года Кивеннапа была крупным селом, в котором проживало около 90 семей, имелось множество различных учреждений и обществ. К тому времени село состояло из трех частей, которые имели свои местные названия: Кирконкюля (Церковная деревня), Тиилимаанкюля (Кирпично-земельная деревня) и Линнамяки (Крепостная горка).
Линнамяки располагалась в районе одноименного холма, на вершине которого уже в начале шестнадцатого века имелось небольшое дерево-земляное шведское укрепление Киванебб. От него, вероятно, и произошло позднее название Кивеннапа. С высшей точки этого холма (117 метров над уровнем моря) открывался прекрасный вид в сторону древней русско-шведской границы и, благодаря своему выгодному стратегическому положению на перекрестке главных торговых и военных дорог, крепость имела большое значение для безопасности Выборга. С другой стороны, она являлась и отправной точкой для нанесения военных ударов по русским приграничным территориям.
В 1554 году деревянную крепость Кивеннапа (Киванебб) укрепили каменным фундаментом, но через два года во время очередного похода русских войск на Выборг шведо-финляндскому гарнизону крепости пришлось отступить, а саму крепость сжечь. После этого она уже более не восстанавливалась.
В прошлом веке финские археологи проводили на горке Линнамякн серию археологических раскопок, в результате которых было найдено много интересных находок, относящихся к эпохе средневековья. Исследование самых древних пластов прояснило представления ученых о доисторической послеледниковой эпохе: здесь были найдены окаменелые образцы древней растительности, в том числе саамские подснежники, карликовые березы, тундровые ивы, подобные сохранившимся видам флоры сибирских тундр.
Начиная с ранних времен на горке Линнамяки находилось имение священнослужителей церкви Кивеннапа. Место, где они жили, так и называйтесь - Паппила. Оно было окружено красивым парком, за которым расстилались земельные угодья священников.
В 1874 году в Паппила начала свою деятельность первая народная школа селения Кивеннапа, которую посещали также и ребятишки из соседних деревень - Тирттула, Полвиселькя и Уупунут. К северо-западу от Линнамяки находился дом престарелых с отделением для душевнобольных. Невдалеке был стадион и дом шюцкора. По другую сторону Выборгского тракта находилось стрельбище. Перед запрудой на ручье Лоукос-оя образовалось небольшое искусственное озеро и в те времена оно еще находилось к западу от Выборгского тракта, вдоль которого и вытянулось местечко Линнамяки.
К 1918 г. из русских дачников в Церковной деревне оставался Павел Матвеевич Курников, а в Тиилинмаа - купец Николай Сиваков.
Другая часть церковной деревни Кивеннапа именовалась Тиилимаанкюля, что в переводе означает "Кирпичная земля", и располагалась она к северо-западу от перекрестка дорог за ручьем. Крестьянских имений в ней было всего 11. К югу от Тиилимаанкюля за перекрестком дорог возвышалась горка Кирккомяки ("Церковная горка"), на вершине которой находилась церковь прихода Кивеннапа. На склоне этой возвышенности располагалось старое приходское кладбище. На нем по традиции хоронили жителей всех кивеннапских деревень. Но поскольку площадь его была ограничена крестьянскими полями и расширяться захоронениям было уже некуда, было решено организовать новое кладбище на южной окраине деревни. Там же была построена и небольшая часовенка.
В Церковной деревне находилась аптека, почта, три магазина, два банка, два кафе, книжная лавка, парикмахерская, а также множество мастерских, в которых работали представители различных профессий: кузнец, сапожник, портной и пр. Промышленность была представлена двухрамной лесопилкой и маслобойкой. В селе находилось административное управление, библиотека, дом Союза рабочих, медицинское учреждение, в котором работали волостной врач и акушерка, имелась также небольшая гостиница и таксомоторная фирма. Перед самой войной в Кивеннапе появился филиал энергосистемы "Электро". Между деревнями волости действовало несколько линий автобусного сообщения. Так было до осени 1939 года.
01.12.1939. над селом Кивеннапа поднялся черный дым. Опустившая деревня горела. Специальные подразделения финских войск, отступая, сожгли церковь и многие дома, чтобы не оставлять противнику возможности расквартировки на главных стратегических направлениях. Таков был приказ военного командования. К исходу дня в сожженную Кивеннапу вошли части 24-й стрелковой дивизии...
Как и многие деревни Карельского перешейка, Кивеннапа пережила три этапа восстановления. Первый охватывал период с 1940 по 1941 год, когда в селение стали прибывать первые советские переселенцы. С 1942 по 1944 год восстановлением своего хозяйства занялись вернувшиеся на родину карельские крестьяне, и, наконец, после 1944 года поселок начали поднимать из руин прибывшие туда вновь советские рабочие и колхозники.
В ходе ожесточенных боев в июне 1944 года село Кивеннапа было почти полностью разрушено. В сохранности оставались лишь две казармы и десяток одноэтажных домов. Особенно сильно пострадали от войны окрестности поселка, где находились железобетонные укрепления линии ВТ. Эти укрепленные участки приняли на себя главный удар советских войск. 12. 06. 1944 года части 63-й гвардейской стрелковой дивизии, преодолев первую оборонительную полосу, обошли горку Линнамяки справа и при поддержке танков ночью следующего дня ворвались в селение. В результате этой атаки советскими войсками было захвачено несколько недостроенных ДОТ линии ВТ, находящихся на склонах окрестных высот. От рубежей главной оборонительной полосы линии ВТ, что находилась севернее села Кивеннапа, финские войска отошли согласно приказу командования только после прорыва соседнего оборонительного узла Куутерселькя.
В послевоенное время на землях бывшего села Кивеннапа разместилось одно из первых птицеводческих хозяйств Ленинградской области, а в 60-х годах тут находилась центральная усадьба птицеводческого совхоза "Кирилловский". В 1948 году, когда повсеместно началась кампания переименований, поселок Кивеннапа получил наименование "Гвардейский" (по месту нахождения братских могил гвардейцев Советской Армии). Однако после перетасовки наспех придуманных названий, Кивеннапе присвоили, наконец, последнее имя - "Первомайское", которым несколькими месяцами ранее была удостоена деревня Ахиярви. Переименование закрепили Указом Президиума ВС РСФСР от 1 октября 1948 г.
В настоящее время поселок Первомайское подобен небольшому городскому микрорайону с соответствующей инфраструктурой, в которую входят магазины, школа, детский сад, поликлиника, больница, аптека, почта, сберкасса, гостиница, Дворец культуры и проч. На 1 января 1988 года в поселке Первомайское проживало 4770 человек. Большую часть населения поселка составляли работники птицефабрики, построенной здесь еще в 1972 году.
Летом 1993 года на месте разоренного старого кладбища прихода Кивеннапа по инициативе бывших жителей волости и с помощью местной администрации был возведен монумент в память о покоящихся в этой земле предках древнего карельского племени, а также тех, кто сложил свои головы при защите отчизны в минувшие войны. Памятник выполнен в виде церковных ворот, ограждающих высокий деревянный крест, взметнувшийся к небу.
Кивеннапа — родина писателя Эльмара Грина.
Первомайское - Неофициальный сайт поселка
- E-Mail автора: